RFID-система в ритейле: автоматизация торговых операций
Невозможно рассчитывать на прибыльность бизнеса крупного ритейла без автоматизации основных цепочек торговых операций. Большая конкуренция, рост потребительской культуры нуждаются в новых механизмах взаимодействия продавца и покупателя. Для этого необходимо улучшать путём внедрения инновационных технологий процессы доставки товарной продукции её учёта и корректной инвентаризации.
Метод штрихкодирования в своё время сделал переворот в розничной торговле, значительно сняв нагрузку с персонала торговых сетей. Массово внедренная технология передачи основной информации при помощи линейного или QR кода улучшила потребительскую активность и увеличила розничный товарооборот. Но технологии продаж совершенствуются и уже требуют более продвинутых решений. Инновационная RFID-система, которая использует радиосигнал для идентификации товара, сбора и передачи данных, является альтернативой. Технология радиочастотной идентификации позволяет модернизировать торговые процессы исходя из требований времени.
Как работает RFID в розничной и оптовой торговле
Современная автоматизированная идентификация RFID состоит из трех технологичных компонентов.
- Транспондер или метка, на которую записывается информация об определенном товаре с помощью особого радиоимпульса в микросхеме. Метка работает с помощью активной или пассивной антенны. Обычно она выглядит как брелок, браслет, электронная пломба, магнитная карта или бирка.
- Считыватель или ридер – устройство, дешифрующее полученный радиоимпульс в полную информацию о товаре.
- Программно-аппаратный модуль, с помощью которого происходит сбор, сортировка, анализ и архивация сведений, полученных от идентификатора.
Принцип работы RFID заключается в передаче меткой радиосигнала и её активизации в магнитном поле дешифрующего ридера, который полученную информацию передает для полной обработки и учета на программно-аппаратный модуль. Благодаря принципу радиоимпульса все операции проводятся дистанционно и занимают не более 5 секунд.
Преимущества RFID для торговли
Благодаря использованию радиоимпульса технология RFID уже востребована в крупных торговых сетях и компаниях, занимающихся хранением и логистикой из-за своих преимуществ:
- большая ёмкость микрочипа метки, позволяющая размещать информацию о товаре, объёмом до 10Гб;
- возможность заказать метку(tag) одноразовую и многоразового использования, которая подходит для многочисленной перезаписи нужной информации;
- идентификаторы на транспондерах гарантированно защищены от взлома или подделки;
- устойчивость к агрессивной климатической среде;
- передача зашифрованного импульса на расстояние до 15 метров;
- считывание импульса может происходить через строительные и технологические конструкции;
- RFID tag может быть размещен внутри товарного объекта для особой защиты информации;
- ридеры считывают информацию с множества меток, что позволяет использовать технологию для обработки больших партий товара.
Система радиочастотной идентификации является более устойчивой, долговечной и многофункциональной. Она позволяет обрабатывать информацию о большем количестве товарных позиций одновременно, чем технологии линейного и QR кодов, являясь более пластичной и трансформируемой.
RFID tag в маркировке товара
RFID решения позволяют маркировать товар с возможностью его дальнейшей дистанционной идентификации и обработки. Это позволяет значительно уменьшить время при работе с крупными партиями упакованных товаров. Ридеры получают от меток информацию по номенклатуре, количеству и соответствию указанной комплектации.
Технология радиочастотной идентификации незаменима для крупных оптовых центров и розничных сетей. Благодаря RFID tag на упаковках одежду, галантерейной группы, обуви приёмщик в течение пары секунд получает актуальные сведения, включающие в себя:
- точное количество единиц продукции;
- соответствие моделей, фасонов, размеров заказанным позициям;
- подлинность сертифицированного товара;
- сопровождающие товарные документы.
Современные RFID-технологии позволяют избежать затратного по времени процесса распаковки и пересчета товара. Радиочастотная идентификация позволяет мгновенно получить актуальную информацию и поместить её в базы данных.
Ридер сканирует все метки и выдаёт корректные совокупные данные по всей номенклатуре поставленного товара. Внедрение радиочастотных технологий позволит автоматизировать складской документооборот, улучшить контроль над складом. Появится возможность отслеживать поставки и отгрузку товаров в режиме реального времени, что позволит быстро оптимизировать работу складского хозяйства.
В крупном центре обработки грузов технология радиочастотной идентификации может контролировать основные рабочие операции. При помощи RFID-тэгов возможно дистанционное отслеживание всех производимых складских работ от перемещения груза до комплектации заказов и отгрузки. Для оптимальной работы склады оснащаются стационарными и мобильными ридерами. Программный комплекс дистанционно может моментально получить необходимую актуальную информацию для анализа или отчета о любой товарной группе или партии товара.
RFID-решения для магазинов
Корректный учёт больших партий товара в розничном магазине является актуальной проблемой для большинства представителей крупного и среднего ритейла. Для гипермаркетов больших торговых сетей подойдут стационарные RFID-комплексы, а для магазинов малого формата компактные ридеры. С помощью радиочастотной идентификации менеджмент или владелец торгового предприятия способен осуществлять оперативный контроль:
- корректности выполнения заказа;
- своевременности складской поставки;
- подлинности товарной единицы;
- корректности оформления документации;
- проверки актуального ассортимента товарных позиций при инвентаризации;
- стабильной работы кассовых подразделений;
- выполнения графика доставки товара заказчику.
Кроме того, помеченные товарные позиции служат профилактикой от криминальных правонарушений, связанных с хищениями.
Система радиочастотной идентификации способна синхронизировать и контролировать торговые операции на всех этапах. Комплексное решение и единая база данных связывает склады, торговый зал и зону расчета. Такой подход позволяет мгновенно считывать стационарными устройствами номенклатуру покупок и стоимость товара, лежащих в корзине покупателя. А также оперативно доставить в торговый зал продукцию повышенного спроса.
RFID-инвентаризация: внедрение
Уровень хищений, потерь и порчи товара в отечественной торговле продолжает оставаться на высоком уровне. Сократить риски поможет внедрение технологий радиочастотной идентификации, в котором заинтересованы все крупные торговые сети. Минимизация необязательных потерь при помощи RFID позволит выстроить более успешный торговый бизнес. У радиочастотных меток есть неоспоримое преимущество: их невозможно подделать или испортить.
Инвентаризация необходима в любом торговом предприятии для учета и контроля товара, прихода и ухода, фиксирования товарных остатков. Эти сведения нужны для анализа движения товаров и формирования новых заказов.
При внедрении инновационной RFID-инвентаризации все необходимые данные, полученные считывателями, будут находиться на серверах программно-аппаратного модуля. Здесь будет систематизирована бухгалтерская, складская, транспортная и кассовая информация, касающаяся любой товарной позиции или отдельной партии товара.
Система радиочастотной идентификации автоматизирована и контролирует все необходимые рабочие процессы. Она корректирует статистику и самостоятельно формирует аналитические отчеты. Получая оперативные данные, менеджер в любой момент может выяснить остатки товара, наличие финансов на закупку, потребность в новых товарных партиях, имеющуюся задолженность перед поставщиками.
Что даёт ритейлу внедрение RFID
Использование в торговых процессах технологий радиочастотной идентификации и стандартов RFID позволяет:
- дистанционно наблюдать за товаром в реальном времени;
- контролировать большое количество товарных партий в онлайн режиме;
- минимизировать возможность порчи и хищений товаров;
- проводить выборочный мониторинг комплектации товарных партий;
- избежать негативного влияния человеческого фактора;
- перевести операции контроля и учета в автоматический режим;
- снизить финансовые издержки;
- производить моментальную инвентаризацию на предприятии;
- оперативно создавать аналитические отчеты и заказы товара;
- создать интегрированную базу данных.
Приём товара будет производиться дистанционно, не нарушая целостность упаковки при помощи меток и ридеров RFID-системы.
Вывод
Применение RFID улучшает все складские и торговые процессы, высвобождая человеческий ресурс на производство иных работ. Радиочастотное распознавание позволяет сократить время обработки товаров и оформления документов, избежать контрафактной продукции, оперативно расширять ассортимент и минимизировать хищения. Покупатели получают улучшенный ассортимент, оперативное реагирование на нехватку товарной позиции, сертифицированный и качественный продукт.
Технологию радиочастотной идентификации применяют в производстве крупнейшие мировые бренды Procter&Gamble, Johnson&Johnson, Coca-Cola, Pepsi, Adidas, Gillette, которые придерживаются модели вертикальной системы управления. Передовые розничные сети Wal-Mart, Metro и Tesco внедрили RFID для централизации товарными и финансовыми потоками и для оптимизации торговых процессов.