Тренды розничной торговли 2023
Мы провели масштабное исследование рынка ритейла, опросив руководителей и покупателей и вывели главные тренды, с которыми розница вступает в 2023 год.
Снижение покупательской способности
Инфляция в стране ускоряется, в этом году ее оценивают в 17,5%. Это приводит к тому, что покупатели урезают свои расходы.
71% покупателей во втором полугодии воздержались от покупок одежды, 65% сократило траты на питание вне дома, 61% экономит на развлечениях.
При этом 29% потребителей заявила, что продолжит экономить даже при улучшении экономической ситуации — в первую очередь, на походах в кафе, доставке еды и развлечениях.
Лучше всего себя чувствуют продавцы продуктов и алкоголя. Продажи в этих сферах растут как в штучном, так и в денежном выражениях.
Худшую динамику показывает авторынок — количество продаж упало на 53,5%. На втором месте антирейтинга разместился рынок одежды и обуви, падение которого составило 15-30%.
Как именно люди экономят?
- 61% переходит в более экономичные магазины;
- 41% стараются покупать товары по скидкам;
- 37% покупают только самое необходимое;
- 26% начинают выбирать более дешевые марки;
- 16% стали реже покупать продукты;
- 7% стали покупают чаще, но меньше.
Успехи хард-дискаунтеров
В этом году в массы вышел формат «тяжелых» дискаунтеров — магазинов, предлагающих товары по самым низким ценам за счет экономии на обслуживании, урезании ассортимента и т.д.
Самые востребованные категории у завсегдатаев таких магазинов — бакалея (66% покупателей), кондитерские изделия (50%), бумажная продукция (44%)
Фокус на онлайн-магазинах
73% потребителей рассказали, что регулярно сравнивают цены офлайн и онлайн. 48% уверены, что в интернете все можно покупать дешевле.
Однако, онлайн-филиалы омниканальных ритейлеров опережают исконно-виртуальные площадки на 11%.
Автоматизация интернет – магазина от А до Я
- Создание интернет‑магазина
- Подключение онлайн‑кассы и интернет эквайринга
- Подключение к маркетплейсам и настройка интеграции с ними
- Автоматизация склада и курьерской доставки под задачи интернет – магазина
Покупатель переключается на товары низкого класса
Доля продаж в самых дешевых сегментах увеличилась у яиц, молока, сметаны, шампуней, средств для мытья посуды, гелей для душа. При этом бытовую химию выбирают не только по цене, но и по объему.
От средств для мытья пола, творожных десертов и йогуртов покупатели готовы отказаться полностью. При этом весь год растут продажи энергетиков, шоколадных батончиков и снеков — не только в экономе, но и в среднем ценовом сегменте.
Для 89% потребителей цена является решающим фактором при выборе товара. 75% обращают внимание на промо. При этом 70% любят новинки, а 40% покупают их регулярно. Наращивание ассортимента приводит к росту прибыли во многих магазинах.
Как реагируют магазины?
После апрельского спада что оффлайн, что онлайн ритейлеры постепенно увеличивают вложения в скидочные промо-акции. К августу такие инвестиции вышли на прошлогодний уровень даже в непродовольственном сегменте.
Для каких-то категорий регулярная цена становится важнее, чем скидочная — среди них шампуни, кошачий корм, шоколад, кофе и чипсы. Торговые сети вкладываются в удержание базовых ценников для этих товаров.
В 2023 крупные розничные сети планируют диверсифицировать цепочки поставок, чтобы обезопасить себя и случайно не остаться с пустыми полками.
38% сетей хотят обогатить ассортимент новыми товарными категориями, а 29% видят перспективы в выпуске новых продуктов и брендов.
Анализ товаров в магазине (ABC / XYZ)
- Позволит оптимизировать расходы на закупку продукции, которая пользуется в магазине наибольшим спросом
- Позволит оптимизировать ассортимент магазина в соответствии со спросом и пожеланиями покупателей
- Позволит предпринимателю сосредоточится на товарах приносящих максимальную прибыль
- Даст возможность грамотно спланировать маркетинговые акции для реализации залежных товаров на складе
Планы производителей товаров повседневного спроса
54% планирует фокусироваться на наиболее востребованных продуктов. 50% будут локализовывать производство или поставки сырья.
Среди главных приоритетов на 2023 год 71% FMCG-производителей называют изменения промостратегии, а 60% планируют развивать онлайн-продажи.
Почти все производители тревожатся о перебоях в поставках или росте цен на сырье. Больше, чем половину из них, волнуют изменения потребительских привычек, описанные нами выше.
Недостатка производственных мощностей и исчерпания запасов готовой продукции боятся всего 25-26% поставщиков.