Как организовать рабочее место продавца кассира
Кассир – материально ответственное лицо, которому приходится работать с деньгами. Это обязывает соблюдать кассовую дисциплину и организовать свое рабочее место в соответствии с установленными правилами и нормами безопасности.
Но работа кассира в банке и магазине очень отличается, и если в банке кассир сидит в защищенном труднодоступном помещении, то в магазине такое не приветствуется. Только в продуктовых магазинах и супермаркетах кассиры привязаны к своему рабочему месту. Большинство кассиров, особенно в магазинах по продаже одежды, косметики, обуви выполняют и функцию продавцов, поэтому должны иметь возможность выходить в зал, работать с клиентами, а при необходимости быстро возвращаться в кассу и не создавать очередь.
От работы кассира-продавца во многом зависит эффективность всего магазина, поскольку покупатели не хотят тратить время в очередях. Многие клиенты уходят без покупок, когда видят очередь на кассе.
В больших магазинах обычно работают несколько кассиров. Это существенно ускоряет процесс обслуживания покупателей и влияет на комфортность совершения покупок. Кроме того, если у одного кассира возникают какие-то технические проблемы, его работу могут продублировать другие.
В небольших бутиках такой возможности нет, и в двух и более кассирах нет необходимости. Обычно место кассира находится в центре зала, что облегчает доступность точки оплаты для клиентов.
Знания кассира-продавца выходят за рамки кассовой дисциплины и безопасности. Он умеет работать с кассовым аппаратом, быстро считает, знаком с ассортиментом продукции, ценами, модельным рядом, местонахождением товара на складе, способен ознакомить покупателя с проводимыми в магазине акциями и мн. др.
Но нужно помнить, что работа продавца-кассира связана с деньгами, поэтому это не должна быть работа «на бегу». У кассира должна быть своя зона, отдельная или совмещенная с прилавком. Он должен чувствовать себя в безопасности не только материальной, но психологической. По этой причине касса чаще всего расположена ближе к выходу, ограничена стеной или глухим прилавком, чтобы сзади кассира не было покупателей и продавцов. Если кассовый узел состоит из нескольких кассовых аппаратов, за спиной кассиров могут быть витрины или стеллажи с товаром, к которым имеют доступ продавцы.
Согласно действующим нормам, рабочее место кассира-продавца должно быть организовано следующим образом:
- кассовый узел должен быть не меньше 3 м, если речь идет о магазине промтоваров;
- проход между прилавком и стеллажами должен быть 0,9 м;
- люди, тара, корзины на колесиках в районе кассы должны свободно передвигаться, а их потоки не должны пересекаться;
- кассиру во время работы ничего не должно сковывать движения, у него должно быть достаточно места для работы, размещения кассовой техники, тары и вспомогательного оборудования;
- кассир должен комфортно сидеть, не делать трудные для физиологии движения;
- если работа кассира не предполагает наличие сидения, рабочее пространство должно соответствовать размерам 0,6х1,6х0,95 м, и стол длиной 1,5 м;
- если кассир сидит, у стула должна быть прогнутая спинка, регулятор высоты, поворотный механизм, подставка для ног, а покрытие должно обладать низкой теплопроводностью, быстро чиститься и дезинфицироваться;
- место кассира должно быть хорошо освещено;
- доступ к месту должен быть свободный, чтобы эвакуация во время аварийных ситуаций проходила быстро;
- обязательно наличие в кассе точки видеонаблюдения, сигнализации, тревожной кнопки и антивандальной системы.
Если кассового узла как такового нет, как в аптеке, место работы кассира используется как прилавок. Здесь есть стеклянная витрина с товаром, а также контрольно-кассовый аппарат, POS-терминал с возможностью сканирования штрих-кодов, терминал эквайринга и ящик для хранения денег. В качестве дополнительной аппаратуры в кассе может быть детектор валюты, принтер чеков и устройство для снятия с товара магнитно-сигнальных брелков.
В некоторых магазинах одежды часто рядом с местом кассира находится столик для упаковки покупок, передвижная стойка, на которую можно повесить отобранные вещи и продолжить выбор.
Важно! В прикассовой зоне всегда стоят покупатели. Выбор они уже сделали, и теперь, стоя у кассы, совершенно свободны. Именно поэтому эта зона считается самой «горячей точкой» магазина для размещения мелких товаров. Здесь покупатели часто берут то, что изначально покупать не планировали. У них есть время на разглядывание всякой полезной недорогой мелочи. Здесь могут располагаться корзинки, боксы, подставки, стойки, которые поощряют клиента к покупке, но только в случае, если это пространство не перегружено и кажется захламленным.
Кассовые боксы, совмещающие кассовое оборудование и витрину, могут быть двусторонними и односторонними, хотя самый удобный вариант, при котором покупатель подходит к кассиру слева. Если речь идет о магазинах одежды, то роль кассы выполняет глухой прилавок-стойка с несколькими кассовыми аппаратами и подходом покупателей сборку или спереди.